вторник, 25 апреля 2023 г.

Обобщение и ограничение понятий. Упражнения

 Обобщение и ограничение понятий

1. Подберите к каждому из предложенных понятий более общее (родовое) и более частное (видовое) понятие.

    Местоимение

а) часть речи; б) синтаксис; в)указательное местоимение; г) междометие.

    Изобразительное искусство

а) мозаика; б) искусство; в) театр; г) художник.

    Деление

а) умножение; б) деление с остатком; в) действие с числами; г) разность.

2. Произведите обобщение и ограничение следующих понятий, то есть подыщите к каждому из них подчиняющее более общее (родовое) понятие и подчинённое более частное (видовое) понятие, для каждого понятия предлагаются на выбор четыре понятия, среди которых вам следует назвать родовое и видовое.

Пример: лампа – а) свет; б) осветительный прибор; в) телевизор; г) настольная лампа.

Для понятия «лампа» родовым является понятие «осветительный прибор», а видовым – «настольная лампа». Их и следует назвать в данном случае.

    1. Местоимение – а) часть речи; б) синтаксис; в) указательное местоимение; г) междометие.

    2. Изобразительное искусство – а) мозаика; б) искусство; в) театр; г) художник.

    3. Ветер – а) атмосферное явление; б) прохлада; в) пассаты; г) снег.

    4. Крахмал - а) жиры; б) картофель; в) кукурузный крахмал; г) органическое вещество.

    5. Отрицательное число – а) сумма; б) число; в) минус пять; г) положительное число.

    6. Деление – а) умножение; б) деление с остатком; в) действие с числами; г) разность.

    7. Столица – а) столица европейского государства; б) окраина; в) город; г) деревня.

    8. Словарь – а) книга; б) фразеологический оборот; в) учебник; г) орфографический словарь.


3.В этом задании требуется назвать обобщающее (родовое) и ограничивающее (видовое) понятие из данных понятий.

    1. История –

    2. Озеро –

    3. Наречие –

    4. Дробь –

    5. Повесть –

    6. Кустарник –

    7. Насос –

    8. География –

    9. Певчая птица –

    10. Русский писатель –


4. Соедини названия падежей и вопросы

    И.п. кого? что?

    Р.п. о ком ? о чём?

    Д.п. кем? чем?

    В.п. кого?чего?

    Т.п. кому?чему?

    П.п. кто?что?


5. Попробуй ограничить понятия:

    * населённый пункт (город)

    * столица (столица России)

    * автомобиль

    * здание

    * одежда

    * мебель

- Попробуй обобщить понятия:

    * русская псовая борзая (русские борзые, охотничьи собаки, собаки, животные)

    * продолжительный осенний дождь;

    * большая игровая комната;

    * детская художественная литература.

6. Найди букву, которая повторяется.

    Цы- цып- цыплятки,

    Есть водица в кадке.

    Кто меня боится,

    Тем не дам водицы.

    Вот бегут цыплятки,

    Не боятся кадки!

    кадки блюдце,

    Все они напьются.



Построение лестницы понятий

1. Произведите ряд последовательных ограничений и постройте лестницу понятий, в которой каждое новое понятие относится к предыдущему как вид к роду (закрытое задание)

1. Часть речи, глагол "приказать", основные грамматические разряды, глагол.

2. Фигура, квадрат, плоская фигура, прямоугольник, многоугольник.

3. Создатель произведений искусства, Фидий, скульптор, человек, древнегреческий скульптор.

2. Произведите ряд последовательных обобщений и постройте цепочку понятий, в которой каждое следующее понятие будет относиться к предыдущему как род к виду (открытое задание).

1. Пятиугольник - ...

2. Отрицательные десятичная дробь –

3. Оцените правильность произведенного обобщения.

1. диагональ – сторон

2. сказуемое - главный член предложен

3. мозаика - картина.

4. Построив цепочку понятий из одного слова путём замены определённых букв надо получить совершенно другое слово. Например: ПОЭТ – ПОРТ – ПОРА – ПОЗА – ЛОЗА – ЛУЗА – ЛУНА.  

Построить из «МУХА» -  «СЛОН», а из «УЗДА» – «КОНЬ». За один ход можно менять только одну букву.



Комментариев нет:

Отправить комментарий